Что такое судьба? Судьба – это череда событий, которые ждут нас в этой жизни. Как обычно реагирует человек, когда к нему приходит судьба? Он радуется, когда это приятно для его чувств, и начинает печалиться, когда что-то не получилось, как он хотел. Он начинает обижаться на судьбу. Что он начинает говорить? «За что? Они виноваты во всём. Я неудачник. Мне не повезло. Вот люди как люди, а у нас ничего нет». Это называется, что человек ропщет на свою судьбу. Но откуда взялась эта череда событий? С прошлой жизни.
Кто-то мне недавно рассказывал историю. Две активные женщины решили открыть магазин. То есть одна мечтала, а у другой уже был опыт и несколько магазинов. Она говорит: «Давай я тебе помогу, давай вместе откроем магазин». И эта неопытная взяла кредит, стала покупать всё, договорилась с людьми, надеясь, что опытная ей поможет, даст половину суммы. И в самый ответственный момент эта опытная женщина неожиданно куда-то исчезла, и всё зависло. Та уже настроилась, уже представила себе, как она будет повелительницей магазинов. А тут всё – раз! – и не получилось. И ей очень обидно – она же поверила той подруге. И эта женщина пишет мне письмо: «За что мне Бог устроил такое?» Знаете за что? Чтобы потом так не делать. Просто раньше она с кем-то такое сделала и не понимала, что человеку больно. Теперь с ней сделали такое, чтоб она понимала, как это выглядит, и в следующий раз так не делала. Но как человек реагирует? «Ах, вы так со мной? Ну, раз вы со мной так, тогда я вот так».
В детстве – у меня было золотое детство – я приехал в пионерлагерь. И мои тапочки утащили. Я нашёл этого человека, который взял мои тапочки, спрашиваю его: «Почему ты взял мои тапочки?» А он отвечает: «Ну, мои же тоже кто-то взял!» Железная логика! Если я страдаю, я теперь имею право причинять боль окружающим. Со мной вот так поступили, и я тоже сейчас вам всем покажу. И что происходит дальше? Дубль два: открываешь магазин и тебя кидают. Через судьбу Бог устраивает так, чтобы дать нам почувствовать то, что чувствовали другие, с кем мы делали так же.
Как мы детей воспитываем? Ребёнок играет в песочнице и бьет мальчика деревянным кирпичом по голове. Как реагирует мама? Она говорит:
– А если я тебя сейчас так же ударю?
– Нет, нет!
Бах!
– Ещё надо?
– Нет!
– Больше так не делай.
Разве мама ненавидит ребёнка? Нет, она хорошо к нему относится. Но если она его не научит, то потом будет ещё хуже.
Обычный человек может этого не понимать. Поэтому, когда судьба его учит, он начинает гневаться, завидовать: «А почему они не так живут? Почему я делаю хорошо, а у меня плохо всё? Почему я женщина или почему я мужчина? Почему законы гравитации такие? Они должны быть другие! Почему тело болеет? Оно не должно болеть! Оно не должно умирать! Всё должно быть так, как я хочу». Он постоянно возмущается.
А как святой человек на это реагирует? Госвами считает, что всё, что с ним происходит, справедливо. И мало того, что всё это справедливо, он думает, что это всё ему на пользу, чтобы он мог ещё больше приблизиться к Богу. Вот такая реакция у человека. Это невозможно имитировать. Конечно, нам рекомендуют так думать, но это всегда сложно. А госвами всегда так думает.
Как внешне проявляется такое отношение? Так-то каждый из нас может сказать: «Ну, милость Бога, понятно». Знаете, сжав зубы, так: «Милость Бога... Ненавижу». Но святой человек будет следовать законам Бога, что бы с ним ни случилось. Обычный человек, когда с ним происходит что-то нехорошее, как ему кажется, он начинает гневаться и забирать чужие тапочки: «Я тоже так вот поступлю». Человек, немного соображающий, понимает: «Сейчас плохо, но если я буду дальше так делать, будет ещё хуже, поэтому я буду вести себя прилично. Какие мои обязанности? Давайте я буду вести себя согласно своим обязанностям». Святой человек – он не то что не сжав зубы говорит, он ещё это с радостью принимает, и он добровольно это делает. Есть такой важный момент: если нас заставляют страдать, то это не аскеза. То есть если вы пришли домой и нет горячей воды и у вас выхода нет, приходится мыться холодной, то это не аскеза. Аскеза – когда человек добровольно что-то делает.
Так как мы вспомнили про Иисуса Христа, давайте я ещё одну историю про него расскажу. Это было в последний вечер перед тем, как его должны были поймать, и он тогда знал, чем это всё закончится. Вначале он молился Богу: «Пусть эта чаша минует». Кому хочется такие страдания? Это же больно, это сильная физическая боль. А что он говорит потом? «Но для Тебя – всё что угодно». Это любовь. Любовь – жить счастьем не своим, а Его. Такое у него отношение к Богу.
Пришли стражники, Иуда их привёл, поцеловал Иисуса, показывая, что это тот человек, которого надо взять. Но Иисус же мог, во-первых, убежать. Во-вторых, его последователи могли бы убить этих стражников. Они уже стали защищать, одному уже ухо отрезали. Они бы их там поубивали всех – у них и полномочия были, и силы. Но что он сказал? «Стойте!» То есть он добровольно отдал себя в их руки. Когда человек добровольно, сознательно начинает делать то, что является его долгом, это называется «принятие судьбы». Он принимает обстоятельства: «Вот такая воля, такая судьба, и я в этой судьбе добровольно буду делать правильно. Да, тапочки мои утащили. Но я не буду чужие брать». Вот так себя ведет госвами. И он может не понимать, почему так с ним сделали, но он знает, что так хочет Творец, и нужно выполнять свой долг. Знаете, зачем такое сделали с ним? Чтобы на его примере показать, что такое настоящая любовь и на что человек готов ради своей любви. Уже две тысячи лет прошло, а люди вдохновляются.